Прицеп с какой рамой выбрать?
В настоящее время на рынке автоприцепов появляются все больше и больше прицепов с рамой на болтовом соединении. Некоторые производители выделяют их в отдельные линейки продукции, другие, и вовсе переходят полностью на данный вид соединения.
С точки зрения технологии прицепы на болтовом соединении должны быть дешевле аналогичных прицепов на сварном соединении, т.к.:
- не нужно ездить на завод горячего цинкования для обеспечения покрытия рам горячим цинком;
- при обработке материала на станках с ЧПУ уменьшается количество ручных операций;
- процесс сборки прицепов становится проще (исключается технологическая операция зачистки рамы).
Вот что говорят справочники о преимуществах и недостатках сварного и болтового соединений:
- Преимущества сварного соединения:
o Исключение ослабления поперечного сечения: Сварные соединения не требуют сверления, что сохраняет структурную целостность деталей.
o Улучшенные конструктивные свойства: Сварные конструкции обеспечивают превосходную герметичность, высокую жесткость и отличную общую целостность.
- Недостатки сварного соединения:
o Термические эффекты: Высокая температура в процессе сварки может изменить свойства материала в зоне термического влияния (ЗТВ)
o Остаточные напряжения: Неравномерное охлаждение и усадка в процессе сварки могут вызвать остаточные напряжения в конструкции.
o Сложность контроля качества сварных швов: Сварные швы могут содержать различные дефекты, а основной металл, прилегающий к сварному шву, может испытывать локальное охрупчивание. Эти проблемы могут привести к концентрации напряжений и потенциальному распространению трещин в конструкции.
o При оценке прочности дышла по ГОСТ Р ИСО 7841-1-93 допустимое напряжение выбирается как наименьшее из двух величин: 0,65 предела текучести и 0,45 минимального предела прочности.
- Преимущества болтового соединения:
o Неразрушающее соединение: в отличие от сварки, болтовые соединения не изменяют свойств материала соединяемых компонентов, сохраняя их структурную целостность и коррозионную стойкость.
o Контроль качества: предварительно изготовленные болты и гайки обеспечивают постоянную прочность и надежность, что упрощает контроль качества по сравнению со сварными соединениями.
o При оценке прочности дышла по ГОСТ Р ИСО 7841-1-93 допустимое напряжение выбирается как наименьшее из двух величин: 0,8 предела текучести и 0,6 минимального предела прочности. Для разборного дышла допустимое напряжение выше
o Упрощенный монтаж: они отличаются простотой конструкции и эффективностью монтажа, что особенно удобно при сборке на месте в различных условиях окружающей среды.
o Гибкость: Болтовые соединения обеспечивают отличную приспособляемость к разборке и сборке, что делает их идеальными для модульных конструкций, временных сооружений и компонентов, требующих частого обслуживания или замены.
- Недостатки болтового соединения:
o Уменьшение площади поперечного сечения: отверстия под болты ослабляют эффективное поперечное сечение деталей, потенциально снижая их несущую способность и требуя компенсации за счет увеличения толщины материала или дополнительного усиления.
o Концентрация напряжений: отверстия под болты могут создавать точки концентрации напряжений, что может привести к усталостным проблемам в конструкциях, подверженных циклическим нагрузкам.
o Восприимчивость к коррозии: В местах соединения болтовых компонентов может скапливаться влага и мусор, что может ускорить коррозию, если не обеспечить надлежащую герметизацию или защиту.
o Требования к техническому обслуживанию: Болтовые соединения могут требовать периодического осмотра и повторной затяжки из-за возможного ослабления при динамических нагрузках, что требует постоянного технического обслуживания.
Несмотря на вышеперечисленное, при выборе прицепа у многих покупателей возникает вопрос: на какой же раме прицеп будет лучше и надежнее?
ООО «ТРЕЙЛЕР» решили ответить на данный вопрос. Мы провели испытания рам со сварными и болтовыми соединениями.
Для испытаний нами были подготовлены два макета части рамы прицепа:
- со сварными соединениями;
- с болтовыми соединениями.
На аттестованном стенде поочередно нагрузили два вида рам (знакопеременной нагрузкой).
Нагрузка прикладывалась согласно Правилам ООН №55-01
Величина знакопеременной нагрузки составляла +/- 495 кгс (0,6 D), что соответствует параметру D=8,2 кН – рассчитанному исходя из полной массы прицепа 1000 кг и массы автомобиля 3500 кг.
Результат проведенных испытаний показал, что обе рамы сломались при количестве нагружений, имеющих один и тот же порядок, что подтверждает примерно одинаковую надежность как болтового, так и сварного соединений.
ОДНАКО, у этих двух рам есть отличия:
- сварная рама более жесткая
- рама на болтовом соединении более ремонтопригодная
Исходя из вышеизложенного, однозначный вывод сделать нельзя, но можно отметить следующее:
1. Если заниматься бытовыми перевозками (дача, ремонт), то выбрать можно любой прицеп, как с болтовыми соединениями, так и со сварными. Надежность конструкции будет примерно одинаковой.
2. Если же к прицепу предъявляются дополнительные требования, то в этом случае требуется выбирать прицепы с дополнительными опциями, позволяющими более равномерно распределять нагрузку шасси прицепа на раму. К таким прицепам можно отнести прицепы линейки «PRO» или линейка прицепов КПП, обеспечивающие более высокие нагрузки….
Каждый потенциальный владелец прицепа должен определить для себя наиболее важные параметры и аспекты и сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор!
Мы предусмотрели все пожелания покупателей и выпускаем прицепы с различными рамными соединениями!!!!
Выбор за ВАМИ, уважаемые покупатели!!!
Ждем Вас за покупками наших прицепов!